Как выбрать надувную лодку

Как выбрать надувную лодку

Надувная лодка - будет наиболее оптимальным решением для тех людей, которые не имеют личного дока для хранения судна в зимний период или же не особо желающих возиться с трейлером. Надувную лодку достаточно будет просто достать, собрать и спустить на воду - и можно отплывать. Надувные лодки традиционно имеют небольшую осадку, именно поэтому, их очень удобно эксплуатировать на мелководье. В случае, когда на пути Вам попадется непреодолимое препятствие, к примеру пороги, дамба и тому подобное, лодку в большинстве случаев можно запроста пронести по берегу силами нескольких человек.

Надувные лодки могут применяться как с веслами, так и с мотором. Причем использование "надувнушек" в паре с мотором становится все более популярным решением в нашей стране.

На сегодняшний день надувные лодки могут быть самых различных типов - прогулочными, рыболовными, их применяют воднолыжники, спасатели и аквалангисты. Крупные корабли имеют на борту надувные разъездные суда поменьше. Надувные лодки хороши тем, что они весьма безопасны и устойчивы на воде.

Впрочем, малый вес и особенность конструкции (а именно - её мягкость) требует точного соблюдения рекомендаций в процессе выбора подвесного мотора к такой лодке. Как правило, в силу того, что надувные лодки легче, чем их более жесткие аналоги, мотора меньшей мощности всегда достаточно для развития оптимальной скорости и тяги судна вместе с пассажирами.

Разновидности надувных лодок

Как правило, все эти типы прогулочных, рыболовных и прочих лодок отличаются в основном по своей комплектации, и лишь после этого - в конструктивных особенностях. Так что основное значение придадим типам конструкций. Из чего изготавливаются надувные лодки? Используемые на сегодняшний день надувные суда изготовлены чаще всего из прорезиненной ткани и ПВХ. Причем «резиновые» лодки уже давным-давно сдали свои позиции синтетическим материалам по безопасности и удобству эксплуатации, именно поэтому, серьезно рассматривать их не имеет особого смысла.

Типы конструкции надувных лодок

Так называемые шлюпки. Чаще всего это маленькая надувная лодка с навесным транцем, которая может ходить под веслами или же лишь под легким лодочным мотором в несколько лошадиных сил. Эти лодки традиционно не стоят много и практически идеально подходят для одного либо сразу двух людей при плавании на небольшие расстояния. Днище у таких лодок всегда плоское, бескилевое. Обычно палуба и днище подобных лодок - конструктивно один и тот же элемент. Вспомните старые «советские» резиновые лодки на один - два человека - это очень наглядный пример.

Надувные лодки с наборной палубой из реек, деревянных или же пластиковых (так называемой, - «Roll Up»), у них имеется крепкий транец, но лодку можно скатать вместе с полом. У таких лодок традиционно имеется эластичный надувной киль, а ходить на них можно на веслах, под парусом или с «подвесником». Свойства у этих лодок такие же, как и у спортивных аналогов, с добавлением легкой сборки и простоты хранения. Существенным недостатком является - невозможность установки подвесного мотора сравнительно большой мощности.

Как разновидность «реечных» палуб - жесткая палуба, неразборная или собираемая из нескольких частей. Бывает выполненной из дерева, пластика или же алюминия.

У надувных лодок с надувной палубой «Air Deck» традиционно имеется жесткий транец, палуба - съемная либо несъемная. У некоторых имеется эластичный надувной киль, правда у некоторых (как правило, маленьких лодок) его вовсе нет. Основное преимущество таких лодок - уменьшенный вес сравнительно со всеми прочими типами надувных лодок при исключительной простоте сборки. Они отличным образом подходят для отдыха на природе и прежде всего для тех случаев, когда будет некому помочь вытянуть лодку на берег. В то же время, поскольку пол в таких лодках довольно мягкий, то не рекомендуется применять такие лодки для какой-нибудь серьезной работы. Применение надувной палубы «Air Deck» особенно популярно на рыболовных и прогулочных лодках, традиционно длиной до 3 с небольшим метров. И популярности этой обязана, кстати, главная особенность надувных палуб - превосходная теплоизоляция. Именно поэтому такой тип лодок выбирают рыболовы, выходящие на воду поздней осенью.

Лодки с жестким днищем (RIB-лодки, в пер. с англ. «Rigid Inflatable Boats») - это специальный вид надувных судов, соединяющий в себе жесткость традиционных катеров и непотопляемость надувных. Трубы RIB-лодок - надувные и гибкие, тогда как днище - жесткое, из алюминия, стеклопластика или же полиэтилена. RIB-лодки имеют самый разнообразный дизайн и бывают укомплектованными – рубками (стойками) управления и даже водометными двигателями.

На некоторых RIB-лодках имеются встроенные топливные баки, сиденья, сундуки и даже душевые кабинки. Впрочем, из-за того, что их нельзя легко свернуть и положить в угол, им требуется больше места для хранения и автомобильный прицеп для перевозки. Однако важным достоинством такого класса судов являются изумительные скоростные показатели и непревзойденная мореходность. Их можно увидеть повсюду - от служб береговой охраны и МЧС до «Camel Trophy».

Основные характеристики надувных лодок

Грузоподъемность

Не факт, что в том случае, если Вы нагрузите лодку до ее номинальной грузоподъемности, то получите наслаждение от такой езды. Даже при установленном с максимально возможной мощностью моторе, такая лодка может не выходить на глиссирование, и Вы потеряете как минимум вдвое от ее расчетной скорости. Принято считать, что в этом случае нужен резерв в 1,4 - 1,5 раза меньше от максимально разрешенной загрузки. Однако для некоторых лодок этот расчет производится в строго индивидуальном порядке. В одном случае при такой загрузке вода разве только что через борта не польётся, в ином лодка и вправду будет иметь довольно хороший ход.

Днище

Допустим, Ваш выбор пал на небольшую лодку с мягким днищем и подвесным транцем, тогда все, вышесказанное не будет для Вас принципиально. С мотором 2 - 3 л.с. они уверенно ходят, в зависимости от загрузки 7- 10 км/ч. Однако в том случае, если хочется, чтобы ветер свистел в ушах, то однозначно стоит прицениться к лодке пожестче, да ещё обязательно с килем. С мягким дном ей никак не выйти из воды, киль же существенно прибавит устойчивости на поворотах, при волне и порывах ветра.

Всем когда-либо приходилось идти на вёслах или же наблюдать, как это делают другие. И в том случае, если, вдруг, Вы сделали гребок вместо двух вёсел одновременно только одним, то практически моментально лодка сбивается с прямого курса. Так вот, чем меньше у лодки выражен киль, тем сильнее она отклонится от курса при несимметричном гребке. Примерно также будет себя вести лодка, идущая с мотором. Если мотор установлен по верхнему пределу максимально возможной мощности, то при управлении лодкой на высоких скоростях она будет рыскать, и даже маленькая волна будет вносить коррективы в курс движения. С маломощным мотором такие эффекты мало ощутимы, поэтому ими можно попросту и пренебречь.

Исходя из вышесказанного, казалось бы, необходимо применять лодки только с существенно выраженной килеватостью. Тем более, что такая лодка ещё и гораздо лучше будет резать волну, тем самым, сокращая вибрацию и ненужную качку. Но если бы не одно "но". Процесс выхода на глиссирование и само глиссирование от килеватости лодки имеет обратную зависимость. Чем более плоское днище у лодки, тем легче и быстрее она перейдёт в глиссирующий режим. И при этом для глиссирования будет достаточно даже мотора с небольшой мощностью.

Опираясь на вышесказанное, можно дать определенную рекомендацию: В том случае, если Вы планируете ставить на лодку мотор с мощностью по верхней грани возможного, то берите килевую. Если по нижней, то Вам отлично будет служить и плоскодонная.

Транец

Теперь несколько слов о транце. Собственно говоря, это одна из важнейших частей лодки, применяемой с подвесным двигателем.

Прочность и надежность крепления - основной фактор. Тут следует обратить внимание на его толщину, наклон, покраску и защиту. Толщина транца под моторы до 15 л.с. должна быть не менее 25 мм, под более сильные - 35 мм и больше. Под импортные моторы, транец должен иметь наклон 4-6 градусов. В этом случае легче отцентрировать лодку, перемещая груз, и отрегулировать наклон "ноги" мотора - с тем, чтобы винт вкручивался в воду строго горизонтально и на максимальных оборотах, что даст наилучший упор, а значит, обеспечит режим работы мотора и его КПД.

Лодка не будет «дельфинировать», а винт не станет хватать воздух. Поверхность транца должна быть покрыта краской на основе двухкомпонентной эпоксидной смолы - это надежнее, чем покрытие, скажем, эмалевыми красками. Верх торца транца должен быть защищен особым ПВХ - профилем, для того чтобы не размочалить фанеру, из которой он сделан. Затронем вопрос вклейки транца. У большинства импортных лодок он вклеен при помощи ПВХ - профиля - транцедержателя, который при накачке баллонов изгибается. Его «П» - образные стороны надежно держат вклеенный транец. Просто великолепное инженерное решение!

Баллоны

Итак, транец вклеен в баллоны, и если они - квелые, то при работе мотора он будет раскачиваться, и винт начнет отбрасывать струю не строго горизонтально, а переменно: то вверх, то вниз, что отрицательно скажется на эксплуатации лодки. Давление в баллонах: 240-250 миллибар - таково давление в баллонах большинства импортных лодок. Почему? Потому, что меньшее не обеспечивает устойчивость транца при использовании подвесных моторов в глиссирующем режиме. Однако как добиваются подобного показателя? Тут следует обратить внимание на используемую ткань: чем они толще, тем лучше. С чего бы это одна лодка существенно легче другой при идентичных размерах? Просто в первом случае ткань, из которой сделана лодка, легче. Потрогайте и сравните.

Швы

Естественно, они должны быть весьма надежными. Желательно, проклеенными несколько раз. Именно на них приходятся критические нагрузки. Безусловно, Вам никак не проверить, при каких условиях склеивалась лодка (влажность до 30%, температура 21-22°С) и добавлялся ли в клей- отвердитель (двухкомпонентный клей для склейки лодок), что обеспечивает 100% полимеризацию склеиваемых поверхностей на протяжении 10-12 часов. Но, тем не менее, следует внимательно оглядеть все швы в лодке - хуже не будет. 250 мБар - именно с такой силой ступни взрослого человека (весом около 80 кг) давят на поверхность земли. Просто попросите продавца постоять на баллонах понравившейся Вам лодки или же встаньте сами. В том случае, если баллон под Вами проминается - это верный признак того, что давление меньше рекомендуемой величины.

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке:



Производители: