Установка лодочного мотора: полезные рекомендации от ведущих специалистов…

Установка лодочного мотора: полезные рекомендации от ведущих специалистов…

Удивительно, насколько два абсолютно одинаковых лодочных мотора ведут себя по-разному на, казалось бы, идентичных лодках. Английский специалист Пауль Леммер предоставляет пояснения и очень ценные советы по установке и настройке двигателя. Его подход несколько отличается от обычной методологии, высказанной в наших книгах. Впрочем, зачастую, именно  мнение со стороны может привести к наиболее оптимальному решению.

В отличие от автомобилей или же пластиковых лодочек, производимых методом штамповки и потому так схожих в движении и с мотором и под веслами, подвесные лодочные моторы собираются вручную, впрочем, также как и надувные лодки. Именно поэтому, и надувные лодки на воде то же ведут себя по-разному.

Одна из причин определяется различными конфигурациями профиля днища, которое обладает своими особыми гидродинамическими характеристиками. Для установки двигателя на лодку каждый раз снова и снова приходится выбирать наилучшее место, что вообще-то является длительной процедурой. Множество производителей надувных лодок и, особенно RIB лодок, заблаговременно производят замеры и наносят на транец лодки контуры крепления мотора, указывая пользователю, что это наилучшее место крепления двигателя. Впрочем, признавая способность мастерового создать отличную, прекрасную и надежную надувную лодку, мы не можем быть уверены в том, что производитель лодки одновременно является и специалистом по моторам, особенно для такого довольно сложного изделия, как RIB-лодка.

Есть эксперты, вооруженные самыми лучшими инструментами и научными знаниями гидро- и аэродинамики, которые могут идеальным образом настроить судно для гонок на высоких скоростях. Взяв самый сильный мотор, такой эксперт всегда навесит его на транце повыше, причем сместит его поближе к правому борту, что и обеспечит, в конечном результате, наилучшие скоростные показатели и управляемость судна на гонках, однако такая навеска мотора не всегда может быть наилучшей.

Форма днища, распределение груза, размеры мотора и его вес по отношению к массе лодки и, прежде всего, тип винта - все это оказывает существенное влияние на выбор места установки подвесного лодочного двигателя.

Для примера рассмотрим 5.5-метровую надувную лодку с гладким пластиковым днищем профиля "глубокое V" с консолью управления, четырьмя сиденьями, топливным баком, топом в виде А-образной рамы, дистанционным управлением и подвесным мотором среднего размера мощностью от 50 до 115 л.с.

По теории, мотор должен быть смещен к правому борту на 5 см для компенсации вращающего момента, создаваемого вращением винта. Такого небольшого смещения может быть вполне достаточно для компенсации "увода" лодки из-за вращающего момента винта, правда с некоторыми днищами такие рекомендации не работают. Чем мельче профиль "глубокое V", тем меньшее смещение требуется к правому борту, в то время как сравнительно более заглубленное днище обязательно потребует и большего смещения мотора на транце. Некоторые днища имеют особые профили, компенсирующие эту силу, так что и смещения мотора от центрального сечения может и не понадобиться.

Сразу же после определения желаемой величины смещения мотора на транце, необходимо выбрать правильную высоту установки мотора. При этом окажется, что главнейшим, если даже не единственно определяющим фактором является расстояние от обреза днища до антикавитационной плиты на дейдвуде мотора. Антикавитационная плита должна располагаться на 2 сантиметра выше обреза днища лодки. Подобная установка обеспечивает наилучшие условия для эксплуатации подвесного лодочного мотора. Из этого положения мотор всегда может быть поднят с помощью традиционных подъемных средств, шаг за шагом, для выбора подходящей высоты навески на самых разнообразных скоростях движения. В общем же случае, чем выше мотор навешен, тем результативнее он функционирует, разумеется, в том случае, если не принимать во внимание ущерб от кавитации винту и мотору.

Классическая 5,5-метровая RIB-лодка должна позволять смещать мотор на одну проушину крепления мотора без необходимости смены винта. Для этого антикавитационную плиту можно поместить приблизительно на 4 см выше линии обреза днища: это упростит регулировку положения мотора по высоте и тем самым улучшит ходовые показатели лодки. Удаление антикавитационной плиты от обреза днища должно сопровождаться смещением мотора на транце относительно центрального сечения корпуса лодки.

Замена легкого алюминиевого винта на стальной, резко повысит производительность работы Вашего мотора. Выбор винта для мотора - процесс творческий и напоминает выбор покрышек или же амортизаторов для автомобиля для достижения наилучшего соотношения между нагрузкой и жесткостью подвески. Никто без эксперимента не возьмет на себя храбрость советовать тип винта для "средних" условий. Проще и быстрее это сделают эксперты, которые сумеют тонко понять основные потребности хозяина судна, после чего грамотно подобрать винт для конкретного использования.

Некоторые производители лодок используют винты собственных разработок. Это несколько дороже, но такой винт позволит пользователю лодки не ошибиться в выборе. Безупречно подобранный винт может заставить надувную лодку просто "летать". На рынке имеется громадное количество изумительных винтов "Cleaver", "Spoon blade", "Cupped", "Hi-five", "Raker", "Ballistic", "Laser", "Over-hub" и "Thru-hub" - для любых условий и любых моторов, что позволяет достигать самых наилучших показателей совместной работы RIB-лодки и мотора.

Безукоризненным винтом считается тот, который позволит мотору развить максимально допустимое количество оборотов при 80%-ной загрузке лодки. В том случае, если максимальные обороты достигнуты при полной загрузке судна, то мотор может превысить допустимые обороты при неполной загрузке лодки. С иной стороны, если самые большие обороты мотор развивает при небольшой загрузке лодки, то при увеличении нагрузки мотор будет просто "задыхаться". В результате того, что слишком малая и слишком огромная загрузка лодки увеличивает потребление топлива и уменьшает расстояние, которое можно пройти на единицу расхода горючего, становится понятной значимость грамотного подбора винта для наиболее часто применяемой загрузки лодки. У винта, вообще-то, всего два измерения: диаметр и шаг. Диаметр - это наибольший размер винта по лопастям. Для грузовых лодок рекомендуются винты большего диаметра, что позволяет судну уверенно чувствовать себя при полной нагрузке. Шаг винта - это длина винтовой поверхности, образуемая лопастью винта за один оборот. Данный параметр нужно учитывать для обеспечения условий движения лодки с высокими скоростями и, при этом, экономично.

Увеличение шага винта, при одних и тех же оборотах мотора позволит значительно увеличить скорость судна. Это не только повысит производительность работы двигателя, но и намного уменьшит удельное потребление топлива, а также повысит управляемость лодки на скоростных поворотах.

Определяющим также является материал, из которого изготовлен винт. Это, зачастую, даже важнее, чем мощность мотора. Для моторов мощностью от 50 до 110 л.с. оптимальный выбор - алюминиевые или же стальные нержавеющие винты. Алюминий - дешевле, мягче и более эластичен. А потому, алюминиевые винты наилучшим образом подходят к лодкам для отдыха на воде или для торгового использования, когда скорость и производительность мотора не являются ключевыми параметрами. Алюминиевые винты под нагрузкой могут прогибаться, что особенно приметно на довольно мощных двигателях, что вызывает кавитацию и выход винта из воды с одновременной потерей скорости. Замена алюминиевого винта на стальной сразу же заметно скажется на характеристиках лодки. Так как лопасти стальных винтов обычно совсем не гнутся, именно с такими винтами можно очень смело поднимать крепление мотора на одно отверстие вверх в целях подбора наилучших параметров для работы мотора.

Форма лопастей винта - также очень важный параметр высокоэффективной работы мотора. Стальные винты всегда лучше при любой форме лопастей: простая замена алюминиевого винта на стальной позволит достичь максимальной производительности мотора без любых каких-либо дополнительных настроек. И, тем не менее, при установке мотора неизменно следует обращать внимание на два момента: во-первых, следует удостовериться, что при больших углах отклонения мотора на максимальном ходу не возникает кавитации и, во-вторых, что система водяного охлаждения функционирует устойчиво. Отверстие всаса системы водяного охлаждения располагается на дейдвуде прямо над редуктором вала винта. Видимо, что при любом режиме движения для надежного охлаждения мотора это отверстие должно быть под водой. Датчики температуры, как правило, мало эффективны, а глазом мало что увидишь, именно поэтому, множество современных подвесных моторов оснащены системой защиты от перегрева и при возрастании температуры корпуса выше возможного предела - мотор обычно просто сбрасывает обороты.

Аккуратной навеске лодочного мотора и выбору правильного винта часто уделяется слишком мало внимания в инструкциях, именно поэтому, мы советуем любому обладателю лодки найти время и силы для регулировки положения мотора на транце и подбора наилучшего типа винта: это быстро окупится возросшими возможностями лодки и экономичностью ее эксплуатации.

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке:



Производители: