Лодочные аккумуляторы: решение наиболее распространенных проблем…

Лодочные аккумуляторы: решение наиболее распространенных проблем…

Как показывает практический опыт большинства, если даже не всех обладателей маленьких судов, - на воде у аккумуляторов невероятно короткий срок службы. Хроническая, так сказать, болезнь. «Мрут аккумуляторы, как мухи». В предложенной Вашему вниманию статье мы рассмотрим возможные причины «эпидемии», а также пути и методы предотвращения данных неприятностей. В общем случае, у короткого срока службы аккумулятора есть три основных причины: низкое качество изготовления аккумулятора или же недостаточный вырабатываемый ток; неправильная установка или же неисправность зарядного устройства.

Повреждения из-за неисправного выпрямителя

Практически любая неисправность или же сочетание неисправностей в электросистеме выпрямителя могут послужить поводом для  довольно серьезных повреждений всех электрических компонентов. Электрические стартеры мотора на маленьких судах ломаются так редко, что заменить их фактически невозможно. И уже если электростартер сломался, то должна быть невероятно серьезная причина для этого.

Основная причина - или же низкое качество самого аккумулятора, неправильная работа выпрямителя или же ненадлежащее подключение проводников. Высокое сопротивление электрической цепи, в сочетании с низким напряжением - губительны для электрического мотора, особенно для моторов непрерывного тока с напряжением питания не больше 12 Вольт. В том случае, если появляются любые сбои в работе электромотора, вполне допустимо (исключая случаи повреждения из-за проникновения воды), что причина кроется в самой электрической цепи.

Емкость и качество

Очень часто производители маломерных судов устанавливают на них недорогие низкокачественные аккумуляторы маленькой емкости, которых вполне хватает для обеспечения работы бортового электрооборудования. В отличие от никель-кадмиевых аккумуляторов, которые требуется полностью разрядить, прежде чем заряжать снова, свинцово-кислотные аккумуляторы повреждаются, если их полностью разрядить. Стоит только позволить таким аккумуляторам отчасти разрядиться, как они теряют существенную часть заряда и уже никогда больше не смогут принять изначальный уровень заряда. По этой причине очень важно не позволять полностью разряжаться аккумуляторам. Впрочем, это весьма затруднительно, в том случае, если запасенная в аккумуляторах энергия потребляется полностью «прожорливым» электрооборудованием.

Например, сплошь и рядом встречаются 28-футовые яхты, до отказа набитые электроникой, включая питающийся постоянным током холодильник, в то время как на борту имеется всего пара 60-амперных автомобильных аккумуляторов. Даже в том случае, если рекламисты додумаются до чего-то вроде «многофункционального авто - яхтенного аккумулятора», автомобильные аккумуляторы давным-давно дискредитировали себя дешевой пластмассовой тарой. Магазины, торгующие товарами для автомобилистов, утверждают, что в последнее время качество автомобильных аккумуляторов уверенно снижается. Первое, от чего страдает качество - размер аккумулятора и качество свинцовых пластин, вырабатывающих электрический ток. Их тонюсенькие, совсем уж примитивно изготовленные пластины не только служат меньше, чем высококачественные пластины, однако также и быстро теряют наивысшее количество энергии, запасаемой и отдаваемой. Это удорожает аккумулятор, укорачивая его жизненный цикл.

Другими словами, то, что продается под маркой «легких лодочных аккумуляторов», на самом деле - автомобильные аккумуляторы, которые абсолютно непригодны для применения на любых судах. Подлинный лодочный аккумулятор легко узнать по его прочному толстому пластмассовому корпусу и, по крайне изрядному весу. Они весят больше потому, что их свинцовые пластины примерно вдвое толще, чем у автомобильных аккумуляторов. Так как свинцовые пластины разлагаются в процессе выработки электрической энергии, размер и толщина пластин - максимально четкий критерий качественности аккумулятора в целом, и тем дольше он служит.

Грамотная  установка

Некоторые судовладельцы утверждают, что даже их самые высококачественные аккумуляторы иногда служат невероятно мало. Происходит это традиционно из-за неправильной установки или же неудовлетворительного сервиса. Даже в том случае, если применять классические свинцово-цинковые аккумуляторы, они также требуют определенного ухода.

Предлагаем Вашему вниманию список причин, наиболее часто укорачивающих срок службы аккумулятора.

Аккумуляторы следует содержать в чистоте и сухости. В том случае, если верхняя поверхность аккумулятора загрязнится или же намокнет, возникнут слабые токи между разъемами, так как вода является отличным проводником элетротока. Если аккумулятор поставить в месте, где на него будет капать вода, очень скоро этот аккумулятор полностью разрядится.

Когда лодка «болтается» на волнах, электролитическая жидкость из свинцово-кислотного аккумулятора выплескивается через верх. Контакты на поверхности оказываются замкнутыми, в результате чего аккумулятор может невероятно быстро разрядиться. Следует незамедлительно очистить поверхность аккумулятора ветошью и вытереть насухо туалетной бумагой. Это необходимо делать, по меньшей мере, раз в 30 минут.

Аккумулятор ни в коем случае нельзя ставить на сырую или неровную поверхность. Для того чтобы проиллюстрировать важность этого требования, давайте возьмем полностью заряженный аккумулятор и поставим его на достаточно сухой бетонный пол. Аккумулятор разрядится через корпус приблизительно через неделю. Даже пластмассовый корпус не является безупречным изолятором. При обслуживании часто приходилось наблюдать лодочный аккумулятор, стоящий в трюме, в луже воды, или же на палубе, где по нему стекают брызги волн. Бывает, что аккумулятор ставится в герметичный ящик, который потихоньку наполняется дождевой водой…

Перемыкание проводников. Чаще всего на маленьких лодках, где фактически невозможно защитить проводку от брызг и росы, если в цепи имеются сочленения и близко расположенные обнаженные контакты, коррозируя во влажных условиях, прежде всего в соленой воде, эти контакты создают просто "замечательные" условия для существенных утечек тока.

Электропроводка намокает в трюме. Как часто приходилось видеть косы проводников, лежащие в трюме прямо в воде! Так что, давайте, поищем провода, лежащие в трюме в луже воды, в уголочке между стрингером и бортом, где как в кармане, скопилась водичка. Будьте, уверены, что нескольких ампер в аккумуляторе Вы недосчитались именно по этой причине.

Аккумуляторы установлены в малодоступном месте. Это невероятно распространенная проблема. В том случае, если капитан должен встать на голову или же ползти, подобно ящерице, для того чтобы добраться до аккумулятора, ему совсем не будет хотеться ухаживать за таким источником хлопот. Для того чтобы еще больше усложнить ситуацию, предположим себе, что необходимо будет нанять кого-нибудь постороннего, чтобы он слазил туда и обратно за аккумулятором и поухаживал за ним. Множество судостроителей располагают аккумуляторы прямо возле моторов, для того чтобы сэкономить на кабелях. Можете смело переставить аккумулятор туда, где удобнее будет его обслуживать, или же для того чтобы предотвратить его увлажнение. Даже в том случае, если такая перегруппировка чего-то будет стоить, сбережете Вы гораздо больше.

Дешевый кожух аккумулятора. Практически никто не задумывается о том, чтобы сменить недорогую коробку из-под обуви, называемую кожухом аккумулятора, цена которой в базарный день менее 100 гривен. На самом деле они и этого не стоят. В зависимости от размера, высококачественный кожух аккумулятора должен стоить от 150 до 650 гривен, и эти деньги рекомендуется заплатить, так как скупой заплатит в два раза больше, меняя аккумулятор каждые 2 года.

Убедитесь, что в донной части аккумулятора имеется отверстие, через которое может стекать вода. Промывайте нижнюю часть кожуха чистой водой, для того чтобы удалить следы кислоты. Даже малое количество кислоты, попав в трюм, может создать огромные проблемы в будущем.

Зарядное устройство

Только безумец может потратить большие деньги на самый наилучший аккумулятор и поставить на него дешевое "китайское" зарядное устройство. От недорогих зарядных устройств значительно больше вреда, чем от дорогих аналогов.

Новый фирменный хороший 12-вольтовый аккумулятор, в зависимости от размера, может вырабатывать 13-14,5 Вольт. Это потому, что каждая ячейка вырабатывает несколько больше 2 Вольт, когда она вовсе новая. Впрочем, по мере старения аккумулятора каждая отдельная ячейка будет терять свою способность вырабатывать энергию.

Недорогие зарядные устройства не могут учитывать изменения суммарного вырабатываемого напряжения. Они установлены один раз на зарядку аккумулятора, постоянно вырабатывающего одно и то же количество энергии. Аккумулятор, который в этом году способен принять заряд в 13,5 Вольт, в следующем году примет только 13 Вольт. Это ведет к перезаряду, повреждающему аккумулятор и быстро укорачивающему его срок службы.

Высококачественные и, соответственно, более дорогие зарядные устройства укомплектованы датчиками, контролирующими заряд аккумулятора, и при достижении полного заряда прекращающими процесс зарядки. Перезарядка аккумулятора исключена. «NewMar» и «Minn Kotta» - компании-изготовители образцовых добротных аккумуляторов. И ещё один совет: никогда не приобретайте зарядное устройство, глядя только на его цену.

Контакты

Множество производителей маломерных судов не соблюдают никаких стандартов в изготовлении контактов для крепления кабелей к разъемам аккумуляторов. Уникальный образец может быть представлен пружинной муфтой на зубчатом «тюльпанчике». Такой разъем никуда не годится, и не только потому, что имеет тенденцию соскользнуть. Не менее важно то, что подобный разъем создает существенное сопротивление движению тока.

В общем, никогда не следует крепить кабели к разъемам аккумулятора таким методом. Также ни в коем случае нельзя использовать стальные зажимы, которые будут стремительно коррозировать, и создавать существенное сопротивление. Аккумуляторы комплектуются наилучшими подходящими для них разъемами. Используйте их. В том случае, если Ваша система не укомплектована подходящими свинцовыми контактами, смените их как можно скорее, так как на контактах будут возникать большие сопротивления.

Если появляются проблемы с большим количеством белесоватого налета на разъемах аккумулятора, причиной может быть отсутствие своевременной очистки верхней поверхности батареи, или же непрерывная утечка жидкости из аккумулятора. Другое существенное отличие высококачественного судового аккумулятора - верхние кромки пластин в ячейках находятся на достаточном расстоянии от крышки. Это означает, что не понадобится заполнять ячейку водой до самого верха. Потому что если заполнить аккумулятор до верха, кислота будет обязательно вытекать. Для скоростных катеров, постоянно прыгающих по волнам, просто нет иного выхода, кроме того, как побыстрее перейти на другие типы аккумуляторов.

Итак, делаем выводы

Даже в том случае, если Ваше судно укомплектовано нестандартной системой питания, испытывающей постоянные проблемы с потерей заряда аккумулятором, не слишком дорого и абсолютно по силам любому сделать или же улучшить электрическую систему своего катера мощной и надежной. Исправив один - два из вышеперечисленных недостатков, если они обнаружатся, Вы сохраните свои собственные средства на ремонты и замену деталей. Отличный высококачественный аккумулятор вполне может прослужить 3-3.5 года. Сравните это с ценой постоянных отказов и замен дешевого аккумулятора каждые 18 месяцев либо даже еще почаще.

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке:



Производители: