Лодочные моторы: правильная обкатка…

Лодочные моторы: правильная обкатка…

Как показывает практика, очень мало таких моторов, которые быстро "умерли" по причине "необкатанности". Так стоит ли вообще серьезно затрагивать данный вопрос? Ведь, часто, у пользователя вовсе нет в запасе 6-10 часов для полного цикла обкатки, как этого требуют компании-изготовители подвесных лодочных моторов.

Самые различные производители (Yamaha, Mercury, Suzuki, Tohatsu) по разному регламентируют порядок обкатки, количества масла в топливе и т.д. Некоторые компании рекомендуют лить побольше масла и придерживаться щадящего режима с постепенным увеличением нагрузки. Некоторые настайчиво рекомендуют осуществлять постепенное увеличение оборотов.

Давайте попробуем разобраться для чего все это нужно. И, естественно, надеемся, что добросовестный клиент все же прочитает инструкцию по эксплуатации (кому досталась инструкция на английском - может просто картинки посмотреть - обычно все там нарисовано доходчиво), и поинтересуется у продавца о порядке прохождения обкатки лодочного двигателя.

Для своего собственного спокойствия, что бы по ночам спать крепко и не думать о моторе, усвоим для себя: что же происходит в нем после первого запуска?

Процессу приработки подвергаются три узла: коленчатый вал с его подшипниками, пара цилиндр и поршневые кольца, а также шестерни редуктора

Коленчатый вал подвесного лодочного мотора может быть собран либо на подшипниках качения (традиционно двухтактные моторы), либо на подшипниках скольжения (традиционно четырехтактные моторы). Учитывая высокое качество подшипников качения - шариковых, роликовых, игольчатых - обкатывать их особого желания не возникает - в них нет значительных усилий на трение. Исключение могли бы составить роликовые подшипники, обладающие "колотыми" обоймами (обойма подшипника изготавливается в размер и раскалывается по насечкам либо отверстиям - такие подшипники устанавливаются на неразборных коленчатых валах). Но из практики достоверно известно, что ныне выпускаемые роликовые подшипники с колотыми обоймами функционируют дольше шариковых за счет большего пятна контакта, передающего усилие. Качество скола обоймы при этом таково, что ступеньки не остается при сборке.

На четырехтактных моторах, как правило, применяются подшипники скольжения. При этом между движущимися частями находится масло и непосредственного контакта металлических деталей не происходит. Средние и крупные подвесные четырехтактные моторы имеют масляный насос, подающий масло для смазки под давлением. Малые четырехтактные моторы насоса не имеют, и смазка осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленчатым валом. При этом необходимо иметь ввиду, что использование рекомендованного масла обязательно. Двухсильный подвесной лодочный мотор Honda функционирует на промывочном масле приблизительно 1 минуту. Дальше происходит клин со всеми вытекающими последствиями.

Пара трения - гильза и поршневые кольца. Вначале заметим, что при безупречно выбранном зазоре и сохранении теплового режима (в чем, кстати, порядочных производителей лодочных моторов нельзя упрекнуть) поршень не изнашивается, а поэтому и не обкатывается. Во время работы изнашивается пара гильза и кольца. Тут значимым моментом при обкатке является наличие просвета между кольцами и гильзой. Теоретически, кольца могут иметь отклонение от правильной окружности, в результате может быть просвет. При этом величина просвета (неприлегания к гильзе) колец больше 30 градусов от всей окружности критична и считается серьезным браком. Сделаем жуткое предположение, что компания-изготовитель подвесных лодочных моторов, например, Yamaha выпускает бракованные кольца. В таком случае, действительно, при несоблюдении режима обкатки может возникнуть серьезная проблема. Как это происходит. При наличии просвета во время рабочего хода поршня, после воспламенения - газ, образовавшийся после сгорания топлива, создает огромное давление (которое и принуждает вращаться коленчатый вал мотора) и имеет высокую температуру.

В том случае, если кольца прилегают хорошо, то они:

- Отлично отдают тепло цилиндру (который, в свою очередь, охлаждается водой).

- Не пропускают выхлопные газы, имеющие высокую температуру, поэтому, особенно и не нагреваются.

В противном случае поршневые кольца подвесного мотора существенно нагреваются, в результате чего происходит изменение структуры металла, из которого они изготовлены - то есть происходит "отпускание". Металл становится мягче, переставая прижиматься надлежащим образом к цилиндру. В результате - снижение компрессии, прорыв выхлопных газов, падение мощности, при запущенном процессе - заклинивание поршня. Именно поэтому, обкатывать данный узел просто необходимо. В том случае, если кольца не очень качественные. Что вряд ли может быть.

О редукторе

Шестерни редуктора практически всеми изготовителями выпускаются из высококачественного металла путем нарезания зубьев. Такие шестерни дают при обкатке минимальное количество металлической стружки и выход из строя редуктора вряд ли допустим. Есть, естественно, и отклонения. К примеру, Mercury изготавливает некоторые шестерни применяя способ порошковой металлургии. То есть шестерни спекаются из металлической крошки. Это быстро и технологично, однако поверхность зубьев после спекания не обрабатывается и остается довольно шероховатой. Именно поэтому, редукторы с такими шестернями дают во время приработки огромное количество металлической стружки, которая не сказывается благоприятно на дальнейшую жизнь этого узла. "Погибнуть", может быть, тотчас и не "погибнет", однако, пережевывая металлические крупинки, сократит срок своей службы.

В принципе, каким бы образом не были исполнены редукторы, сама по себе обкатка или же отсутствие таковой фактически не сказывается на процессе приработки. Частицы металла, которым суждено стереться с шестерен, сотрутся, все равно за какой срок это произойдет - при меньшей нагрузке позже или же при большей нагрузке быстрее. Главное здесь отношение обладателя лодочного мотора. Для упрощения жизни редуктора необходимо соблюдать несколько достаточно простых правил. Вот они...

- Своевременно менять масло. Первый раз сразу же после обкатки подвесного мотора, далее два раза в сезон.

- Применять при смене масло специально для этого предназначенное. Объем требуемого масла очень мал, экономить здесь нет никакого смысла (кроме того, применение специализированных масел, чаще всего, снижает расход топлива - до нескольких процентов).

- Для некоторых редукторов выпускаются пробки со встроенным магнитом. В том случае, если есть такая возможность - обязательно используйте их.

Учитывая вышесказанное, предполагаем, что вряд ли с Вашим лодочным мотором случится что-либо, если Вы не выдержите режим обкатки до конца. Однако, все же, рекомендуем придерживаться его.

Многие спрашивают: - как и для чего обкатывать? Ответ на вопрос: "для чего?" - для того, в конце концов, чтобы спать спокойно.

Ответ на вопрос "как?". Используйте только добротное, по возможности рекомендованное, непосредственно самим производителем масло. В том случае, если Вы еще не знаете, чем отличаются масла для подвесных лодочных моторов, поинтересуйтесь.

Придерживайтесь рекомендованного режима обкатки. Приблизительный режим, в котором можно обкатывать фактически все моторы. 2 часа - холостой ход, 2 часа под нагрузкой на малых оборотах, 2 часа на средних оборотах, 2 часа в 3/4 газа, 2 часа периодически на полных оборотах.

После этого непременно проведите техническое обслуживание подвесного мотора. Смените масло в редукторе. Не помешает проверка компрессии, величины холостых оборотов.

При обкатке в холодное время года с увеличенным содержанием масла в топливе, возможно, понадобится чистка свечей зажигания или же их замена. В том случае, если Вы обкатываете мотор в холодное время и в инструкции по эксплуатации рекомендовано увеличение содержания масла - установите более горячие свечи зажигания. К примеру, взамен штатных свечей зажигания NGK B8HS-10 можно применять B7HS-10 (на период обкатки). Даже если в Вашем моторе установлен термостат, средний температурный режим будет ниже, а масла больше. Установка более горячих свечей предотвратит усиленное нагарообразование.

Ну и, в целом, относитесь к мотору с полной ответственностью. После запуска - прогрейте его, в процессе обкатки не допускайте резкого изменения оборотов и значительной нагрузки. После движения на больших оборотах дайте мотору немного поработать на холостых оборотах. В том случае, если есть возможность, возложите процесс обкатки (хотя бы его первую часть) на дилера, продавшего Вам мотор.

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке:



Производители: