Четырехтактные двигатели для садово-парковой техники

Четырехтактные двигатели для садово-парковой техники

Сегодня, пожалуй, можно с уверенностью заявить о том, что самым актуальным агрегатом в среде садоводов является культиватор или мотоблок. Безусловно, территориальные климатические отличия влияют на приоритеты покупателей, но в средней полосе культиватор все же является лидером. Именно поэтому в данной статье будут рассмотрены четырехтактные моторы, как правило, устанавливаемые на культиваторы и мотоблоки. Тем более что эти же двигатели устанавливаются и на любой другой садовой технике, к числу которой можно отнести: газонокосилки, аэраторы, снегоотбрасыватели (снегоуборщики), мини тракторы и другое.

Что собой представляет четырехтактный двигатель?

Моторы для техники малой механизации могут быть двухтактными и четырехтактными. Не вдаваясь в различия в схеме работы этих агрегатов, подметим лишь основное для покупателя: в четырехтактных двигателях есть отдельная масляная система, где масло находится в картере. Его пополняют лишь по мере угара и меняют с заданной периодичностью, чаще всего раз в 50 часов. В топливный бак заливают чистый бензин без каких-нибудь присадок. Помимо этого, подобные моторы тише и равномернее работают, имеют больший ресурс, а главное, они экономичнее своих двухтактных собратьев.

Двигатели, используемые в малой механизации, имеют мощностные характеристики в диапазоне от 3,5 до 25,0 л.с. Самые распространенные - одноцилиндровые моторы мощностью от 3,5 до 8,0 л.с. Более сильные агрегаты устанавливают на редкие модели мотоблоков, снегоуборщиков и на большую часть мини тракторов. Моторы мощностью свыше 13-15 л. с., как правило, имеют два цилиндра.
Расход топлива на двигателях малой механизации варьируется (ориентировочно) от 1,5 л/ч при мощности 3.5 л. с., до 3,5-4,0 л/ч на самых сильных агрегатах.

Ресурс моторов зависит как от мощности, так и от качества изготовления, заложенных возможностей. Базовые двигатели бытового класса мощностью от 3,5 до 4,5 л. с., как правило, обладают ресурсом около 1500 часов. Более сильные их собратья (до 8 л. с. ) выхаживают без ремонта до 2500 часов. Помимо этого, существует так называемая высокопрофессиональная линейка. Такие двигатели как правило, имеют высокопрочную гильзу в цилиндре, усовершенствованную смазочную систему, более добротные материалы изготовления. Они рассчитаны на ресурс около 4000 часов, а некоторые модели и до 6000 часов.

Культиватор в стандартном режиме применения вырабатывает в сезон около 20 часов. Мотоблок в классическом фермерском хозяйстве - больше, но все равно его выработка редко превышает 100 часов. Газонокосилка - лидер по времени работы в сезон. У хорошего владельца с большим газоном она отрабатывает за год до 200 часов. Таким образом, ресурса двигателя даже при самом активном применении хватает на добрый десяток лет.

Еще одна значительная характеристика - расположение коленвала. Различают моторы с горизонтальным и вертикальным валом. Первые - классические модели, вторые же распространены именно на технике малой механизации, а в большой технике применяются реже. Впрочем, у последних есть одно значительное преимущество. Их компоновка облегчает создание высокоэффективной системы смазки, что в свою очередь благотворно сказывается, при всех прочих равных условиях, на ресурсе двигателя и его надежности в эксплуатации. Именно поэтому моторы с вертикальным валом применяют на высокоресурсной технике - мини тракторы, газонокосилки, и все чаще их устанавливают на культиваторы.

Двигатели отличаются еще и по способу воспламенения воздушно-топливной смеси в цилиндре - бензиновые и дизельные. Впрочем, последние мы рассматривать не будем. Они хоть и имеют большой ресурс, но дороги, как в производстве, так и в эксплуатации. В связи с этим, их крупный источник чаще каждого не окупается, и применяются они редко, как водится, только в мини тракторах, претендующих на звание профессиональных, и мини электростанциях стационарного класса.

Определить какие моторы надежнее и долговечнее трудно, так как данный критерий в первую очередь определяется не устройством, а подходом изготовителя к качеству и технологии изготовления. Но при равных условиях изготовления предпочтительнее двигатели мощностью  от 4.0 до 5.5 л.с. (подходят для большинства садово-парковых агрегатов), с вертикальным валом, принудительной системой смазки, принудительной системой охлаждения (самая распространенная) и заложенным профессиональным ресурсом. Кстати, профессиональный ресурс чаще закладывают в моторы с горизонтальным валом, но качественную систему смазки там организовать труднее. Рассматривая эту проблему, некоторые изготовители пошли на полумеру. Разрабатывают двигатели с горизонтальным валом, но цилиндр располагают не вертикально, а под некоторым (чаще 450) углом к горизонтальной плоскости, в автомобилестроении такую схему назвали бы оппозитной. Так и смазка лучше, и вал остался горизонтальным.

Бренды, присутствующие на нашем рынке.

Honda. Самая раскрученная на сегодняшний день торговая марка. Двигатели весьма надежные (в среднем имеют ресурс на 20-30% выше своих аналогов) и тихие в эксплуатации. Запускаются весьма легко, что называется с пол-оборота. Недостатки - дорогие расходные материалы и запчасти (по многим позициям в два раза дороже аналогов), требовательность к качеству бензина и масел, дороговизна самих моторов (правда, не такая существенная, как например дороговизна их же запасных частей).

Subaru Robin. Вторая после Хонды марка. Ей присущи все те же превосходства и недостатки, что и у конкурентки, но все же по основным позициям Subaru немного дешевле. Именно поэтому теперь все больше изготовителей техники отказывается от Хонды в пользу Субару. Существенное достоинство Subaru Robin - отсутствие производственных мощностей на территории дружественного нам Китая, чем, кстати, частенько «грешит» Хонда.

Mitsubishi. Третья японская марка. Наименее раскрученная, о ней в связи с малой механизацией вообще мало кто знает, и применяется она довольно редко. Иногда на мини электростанциях, мотопомпах и культиваторах. Моторы по надежности и ресурсу сравнимы с классическими европейскими двигателями, но по цене приближаются к Субару.

Briggs&Stratton. Самая знаменитая марка и в Европе, и в штатах. Качество моторов весьма высокое, правда хондовским и уступает, однако заявленный ресурс отрабатывает добросовестно. Цена на моторы и запчасти гораздо ниже, чем на Хонду и Субару. Данные двигатели способны легко «переваривать» не очень качественный украинский бензин и среднего качества смазки. Обеспечение сервисом, вероятно, самое серьезное на Украине. Очень широкое распространение получила установка их на культиваторы, правда применяются во многих других секторах малой механизации. Существует завод в Китае.

Tecumseh. Хотя изначально, компания итальянская, но по состоянию на данный момент почти все производство перенесено в США. Данная марка сравнима с Briggs&Stratton, но чуть менее раскручена, чуть больше требовательна к ГСМ, но примерно такая же распространенная. К превосходствам следует отнести отсутствие производства в Китае. Это первая марка, выпустившая так называемую «снежную серию», моторы которой устанавливают на снегоуборщики.

Lifan и ряд других китайских моторов, скрывающихся под знаменитыми марками изготовителей садовой техники (MTD, Efco, Craftsman, SunGarden). То есть если в характеристиках культиватора MTD будет указан двигатель MTD, не сомневайтесь, это мотор китайского производства. По надежности и ресурсу эти моторы уступают европейским аналогам, скажем процентов тридцать, но и по цене, кстати, тоже. И вроде бы все пропорционально, а значит честно. Но у китайцев есть две более значительные проблемы: это нестабильность качества (соответственно в некоторых партиях качество может быть значительно ниже), а также проблемы с сервисом и поставкой запчастей. Здесь им даже тройку поставить жалко. Но все же эти моторы производятся на современных фабриках с соблюдением всех спецтехнологий, за основу их взяты хоть и устаревшие, но отличные моторы (как правило, Хондовские). Так что Китай - это приемлемый вариант, покоряющий, кстати, все более широкие позиции на нашем рынке. А вот масса других китайских двигателей малоизвестных брендов создается на полуподпольных мини заводиках, заказываются небольшими партиями. Об отработке технологии или заботе о качестве речи вообще не идет, как и о каком-нибудь сервисе.

Двигатели стран бывшего СНГ. Это моторы мощностью 5-6 л. с. производятся в основном на авиационных или оборонных заводах. Большинство из них было первоначально скопировано с одного «Бриггсовского мотора» начала восьмидесятых годов. В принципе двигатели хоть и устаревшие, но все же конструктивно не плохие, если бы не качество изготовления. Делать их мы так и не научились, зато цена уже сопоставима с современными «Бригсами». Если хотите иметь максимально дешевый мотор, выбирайте китайский вариант. Выиграете не только в качестве, но и возможно, намного по цене.

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке:



Производители: