Подвесные лодочные моторы: как добиться их долговечности?

Подвесные лодочные моторы: как добиться их долговечности?

Современные модели подвесных лодочных моторов заслуживают наивысшей похвалы. Они представляют собой просто блестящее сочетание высокой мощности и малого веса в одном сравнительно небольшом агрегате. Ни один тип катерного мотора не имел так много этапов становления за короткое время. Сначала наматывающийся пусковой тросик был заменен пружинным пусковым устройством. После этого была усовершенствована система зажигания, для того чтобы при ручном запуске получать в свечах мощные искры. На сегодняшний день даже моторы мощностью 7,5 л. с. имеют электрический стартер, а для моторов мощностью 20 л. с. он стал уже просто обыкновенным. В 1949 году впервые появился переключаемый задний ход.

Прежде топливный бак устанавливался в верхней части двигателя. Сегодня баки, снабженные устройством для быстрого подсоединения, поставляются отдельно, благодаря чему двигатель стал легче, а запас топлива увеличился. Отлично зарекомендовал себя выпуск газов через ступицу гребного винта, введенный фирмой Mercury. Его начали использовать и на заводах других фирм. Были внедрены амортизирующие подвески и шумоизоляция мотора. Существенно усовершенствована защита мотора от коррозии в морской воде, правда, до настоящего времени эта проблема все-таки ещё не решена.

Мощность подвесных моторов непрерывно возрастает. Десять лет назад мощность в 70 л. с. считалась, буквально огромной. В настоящее время все крупные заводы успешно выпускают моторы мощностью 100-155 л. с, которые на протяжении долгого времени могут выполнять работу с максимальной нагрузкой, особенно на гоночных катерах.

Почти все подвесные моторы работают по двухтактному циклу. Достоинство двухтактного двигателя заключается в сочетании высокой мощности с малым весом.

Прежде из-за добавки смазочного масла в топливо запальные свечи быстро замасливались и нуждались в чистке через каждые 20-50 ч работы. Благодаря замене в двигателе подшипников скольжения на роликовые подшипники, а также усовершенствованному качеству особого смазочного масла, смогли изменить существовавшую ранее пропорцию комбинированных частей смеси от 1:12 - 1:16 (1 часть масла на 12-16 частей бензина) до 1:50 и даже до 1:100. Это позволило сегодня производить чистку свечей через 200 часов работы лодочного двигателя.

Отдельный топливный бак можно использовать при мощности подвесного мотора от 5 л.с.; электрический стартер - от 7,5 л.с.; ручной стартер - до 60 л.с. Дистанционное управление можно купить практически для любого мотора мощностью от 5 л.с.

На срок службы подвесного мотора, как уже говорилось выше, оказывают существенное влияние три основных фактора: эксплуатация в пресной либо соленой воде, частота применения и грамотный уход за ним. Тем не менее, попытаемся определить средний срок службы мотора.

На заводах, испытываемые моторы достаточно часто работают на протяжении 5000 часов, причем делаются лишь небольшие перерывы для осмотра и ухода.  Так вот, благодаря правильному капитальному ремонту, а также небольшим периодическим обслуживаниям срок службы хорошо обслуживаемого подвесного мотора можно увеличить до 10 000 ч.

Срок службы мотора, используемого на спортивных катерах, немного другой. Наибольший успех имеет подвесной мотор в воднолыжном спорте, поскольку он отлично переносит смену скорости от малой до большой. На максимальную мощность отрегулированы система зажигания, теплообмен, частота вращения, пониженная приблизительно до 3/4 от наибольшей. Нежелательно долгое применение двухтактного мотора при неполной загрузке, а также продолжительное хранение его при случайном кратковременном использовании, так как в процессе бездействия коррозия (внутренняя и наружная) проявляется сильнее.

Непосредственные наблюдения в ремонтных мастерских позволили установить следующие виды повреждений мотора:

- разрушение внутренних его стенок в результате износа из-за использования топлива без добавления масла;

- прогорание днища поршней при слишком сильном воспламенении и большой нагрузке на мотор во время гонок;

- выход из строя роликовых подшипников и шестерен при нерегулярной смазке подводной части мотора.

В том случае, если подвесной мотор упал в воду, то его необходимо немедленно разобрать и высушить на протяжении 24 ч, поскольку из-за коррозии коленчатый вал и подшипники становятся непригодными для последующей эксплуатации.

Маленькие моторы традиционно более долговечны, чем крупные: за ними легче ухаживать, их проще отнести в гараж для чистки.

Сравним приведенные ниже данные о сроках службы подвесных моторов.

В том случае, если время эксплуатации мотора в среднем принять равным 200 часам в год, то долговечность малого мотора мощностью до 12 л.с. может достигнуть 10 лет. Правда, следует учитывать и ремонтные работы, частота которых увеличивается по истечении 5 лет.

Крупные моторы мощностью от 50 до 125 л.с. в среднем эксплуатируются на протяжении 3 лет до первого ремонта. После пятилетней эксплуатации обслуживание и ремонт моторов становятся невыгодными и в спортивных целях их применяют неохотно. Проданные по сниженным ценам, они достаточно часто на протяжении ряда лет используются для служебных нужд. Стоит также отметить, что регулярное использование моторов благоприятно отражается на их работе.

Указанные моторесурсы отслеживались при эксплуатации двигателей в речной воде. При эксплуатации в морской воде в большей степени появляется проблема коррозии. Так как лишь немногие обладатели подвесных моторов нормально промывают их пресной водой после каждого применения, часы работы моторов следует сократить. На сколько? Это зависит только от самого владельца.

Сравним три особенно важных типа машинных установок, Стационарный лодочный мотор имеет продолжительный срок службы, имеет отличный КПД, экономичен в эксплуатации.

Мотору с Z-образной передачей присущи следующие особенности: ограниченный срок службы Z-образной передачи, хороший КПД только для легких быстроходных катеров, упрощенный монтаж двигателя.

Подвесной мотор имеет маленький срок службы, минимальный вес и максимальную мощность, пригоден в качестве основного двигателя для легких быстроходных катеров. Маломощные подвесные моторы устанавливают на маленьких лодках.

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке:



Производители: